Создание учебного заведения

Конец XIX - начало ХХ века  -  время быстрого развития экономики России. Особенно бурный её рост приходится на период с 1880 по 1900 годы. Повсеместно открываются новые заводы и фабрики, увеличивается сеть железных дорог. Остро возникает потребность в квалифицированной рабочей силе. В связи с этим на рубеже веков министерство народного просвещения принимает решение открыть ремесленные училища, в которых обучали бы профессиям, необходимым для дальнейшего развития народного хозяйства. В «Очерках развития промышленного образования за 1888 – 1908 годы» Максина Ивана Михайловича приводятся такие сведения: «Ремесленных училищ за этот период открыто 18, а именно в Батуми, Бахлуте, Благовещенске, Сапожке, Ташкенте, Томске, Туле…» Сам факт, что небольшой городок помещен в списке крупных городов России говорит о многом.

Сапожок, основанный в 1605 году, получил в 1780 году статус уездного города. В конце XIX века был купеческий город-административный, экономический и культурный центр огромного по территории и населению уезда, площадь которого составляла 3,6 тысяч квадратных километров и в котором проживало более 220 тысяч человек.

Сапожок начала ХХ века       

На сегодняшний день площадь Рязанской области составляет 39 тысяч квадратных километров. Сапожковский уезд был самым крупным по территории уездом Рязанской губернии. В его состав входили  нынешний Сапожковский, Сараевский, Путятинский, Чучковский районы, а также часть Ухоловского, Шиловского и Шацкого районов. Сапожок являлся центром кустарного производства сельскохозяйственных машин и орудий, о чем отмечал в своей работе «Развитие капитализма в России» Владимир Ильич Ленин. Первое учебное заведение появилось в Сапожке в 1787 году. В конце XIX века в городе было Духовное училище, из которого вышло несколько видных иерархов Русской Православной церкви. С 1868 года работало учебное заведение по подготовке учителей начальных школ. В 1870 году была открыта женская прогимназия, а в 1876 году шестиклассное городское училище. 

Решение об учреждении в Сапожке ремесленного училища было принято министерством народного просвещения 10 июля 1894 года.  Сразу же началось строительство учебного корпуса, мастерских, квартирного флигеля, в котором должны были жить преподаватели. Строительство было завершено весной 1896 года. Датой открытия Сапожковского ремесленного училища было 1 июля 1896 года. Целью учебного заведения являлась "подготовка образованных слесарей и столяров, которые после практики на заводах, фабриках из местных кустарей сделались бы мастерами, в будущем хозяевами мастерских по производству молотилок, веялок и других сельскохозяйственных орудий".

Первый учебный корпус  

Квартирный флигель      

Учебно-воспитательный процесс в ремесленном училище

Ремесленное училище было трехклассным с двумя отделениями: «столярно-токарно-модельным» и «слесарно-токарным с изучением кузнечного дела».

Для поступающих в ремесленное училище был предусмотрен образовательный ценз в объеме начальной церковно-приходской школы. Обучение было платным. Учитывая что Сапожковское училище не имело общежития, не обеспечивало учащихся питанием, плата была установлена в размере 3 рубля в год. Кроме того, каждый учащийся был обязан на свои средства приобретать форменную одежду: костюм, фуражку, сапоги, шинель по установленному образцу. Для сравнения: в Рязанском ремесленном училище за полное содержание и обучение платили по 100 рублей в год.

Принимались на учебу, как правило, подростки 13-14-летнего возраста. Их учили таким предметам и дисциплинам, как Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, технология дерева, технология металлов, счетоводство, техническая физика, рисование, техническое черчение, военный строй, гимнастика. Расписание было стабильным и составлялось сразу на год. Учебно-производственная база состояла из отдельных мастерских с несколькими десятками станков, тисков, верстаков и кузницы.  В мастерских учащиеся по выработанным педагогическим советом училища программам изучали ремёсла: столярно-токарное с модельным и слесарно-токарное с кузнечным и паяльным.

Обучение начиналось в 1 классе. «Более слабая физически» группа начинала со столярного ремесла, а другая «более сильная» со слесарного. Через 3-4 месяца ученики, выполнив положенную программу 16 столярно-токарных и 7 слесарных задач, менялись отделениями. Желающие остаться столярами для ознакомления со слесарным ремеслом изготавливали только 8 несложных слесарных работ.

Во втором классе, где начиналась специализация, слесари, помимо 8-10 слесарно-токарных работ, выполняли по 8 кузнечных, столяры выполняли от 4 до 6 столярных работ. В третьем классе слесари кроме 3-4-х слесарно-токарных, более сложных со сборкой изделий, изготовляли по 11 кузнечных работ. Столярами изготавливалось от 3-х до 4-х столярно-токарных изделий.

Учебный год в училище начинался 1 сентября, а заканчивался 15 июля. С 1 сентября по 15 мая с 8 часов 30 минут до 12 часов 30 минут ученики занимались в кабинетах теоритическими предметами, а в послеобеденное время с 2 до 6 часов вечера изучали ремесла в мастерских. В субботу занятия продолжались до 4 часов.  С 15 мая по 1 июня в училище проводились консультации и выпускные экзамены по теоритическим предметам. С 1 июля по 15 июля воспитанники занимались по «8 часов в день исключительно ремеслами».

Учебный год состоял из четырех четвертей. По окончанию каждой четверти учащимся выставляли оценки по поведению, а также по предметам и ремеслам. Помимо двухнедельных рождественских, пасхальных, а также 4 дней масленицы были и летние каникулы с 16 июля по 31 августа. При отпуске на рождественские, пасхальные и летние каникулы воспитанники получали табели с оценками по предметам, ремеслам и поведению. Затем они возвращались в училище с отметками родителей, а также со свидетельством от священнослужителей об исповеди и причащении. В училище была хорошая библиотека, состоящая из двух отделов: фундаментального и ученического. В 1899 году первый отдел насчитывал 519 экземпляров, а второй - 1262. Ежегодно библиотека пополнялась новой литературой. Администрация училища с удовлетворением отмечала: «Воспитанники очень любят читать и. невзирая на усталость от работы, с охотой берут для чтения из училищной библиотеки книги, которые выдаются 3 раза в неделю».

Один из первых выпусков ремесленного училища

Педагоги ремесленного училища

Первым руководителем Сапожковского ремесленного училища был Антонов Александр Прокофьевич, проработавший в должности инспектора с 1 июля 1896 года по май 1901 года.

Совещательным органом в училище являлся педагогический совет, в который входили: инспектор, преподаватели, руководители работ, надзиратели, священники. Его заседание проходили ежемесячно, на них рассматривалось, как правило, 2-3 вопроса. Кроме вышеперечисленных работников в штате училища состояли библиотекарь, врач, письмоводитель, столярные и слесарные подмастерья, токари, кузнец, молотобоец, служитель. За все время существования ремесленного училища количество педагогов и обслуживающего персонала не превышало 30 человек.

В училище действовал слаженный высококвалифицированный педагогический коллектив. Взять, к примеру, учителя арифметики и геометрии Алексеева Семена Акимовича. После окончания Киржачской учительской семинарии Владимирской губернии он работал учителем в Кимрском среднем семиклассном техническом училище. 12 сентября 1898 года назначен учителем общеобразовательных предметов Сапожковского ремесленного училища. За успехи в работе в 1913 году был награжден медалью.

Большим авторитетом среди учащихся пользовался руководитель слесарно-токарных работ Гусев Иван Никитович. Уроженец Касимовского уезда, крестьянский сын, он в 1888 году окончил полный курс в ремесленном училище «Цесаревича Николая» в г. Санкт-Петербурге. Его экзаменационная работа по слесарному делу получило высокую оценку, и Гусев был оставлен работать в училище, в должности слесарного подмастерья. Затем был переведен в мастера. 1 июля 1899 года был назначен руководителем слесарно-токарных работ в Сапожковском ремесленном училище и проработал в этой должности по август 1927 года. В 1912 году ему был «высочайше пожалован чин надворного советника», а в январе 1914 года он был награжден орденом Святого Станислава 3-ей степени.

Одним из надзирателей ремесленного училища был Аракчеев Андрей Антонович. Выпускник Тверского ремесленного училища в 1892 году, в том же году он был «определен» помощником руководителя столярных работ в этом же училище. Затем был направлен в столицу в Мариинское училище для изучения корзинного и цветочного ремесла. Работал учителем ремесел Тверского училища слепых. Много занимался самообразование и в 1898 году успешно сдал экзамен при Тверской гимназии на звание учителя начальных училищ, с правом преподавателя арифметики и геометрии. С 1903 года Андрей Антонович работал надзирателем Сапожковского ремесленного училища и по совместительству заведующим библиотекой.

С конца августа 1901 года по 1918 руководителем училища был Иерусалимский Фёдор Иванович. Он был переведён в Сапожок из Твери, где уже имел 10-летний стаж инспектора ремесленного училища. Иерусалимский сумел значительно укрепить материально-техническую базу вверенного ему учебного заведения. Мастерские пополнились новыми станками и другим необходимым оборудованием.                                                                                                                                                                          

Педагогический коллектив выработалсистему поощрения учащихся. Отличники по итогам успеваемостии поведения за год награждались похвальными листами. В музее техникума до сих пор хранится похвальный лист, которым в 1901 году награждён ученик 2 класса Иван Ларин. Ежегодно до 10 лучших учащихся получали в награду инструмент на сумму до 4 рублей (для сравнения, корова тогда стоила порядка 10 рублей). Родители отличников получали благодарственные письма.

Выпускники ремесленного училища

Училище следило за судьбой своих воспитанников. В одном из годовых отчётов инспектора Сапожковского ремесленного училища подчёркивается, что "почти все выпускникинаходятся на приличных местах". Некоторые работали на "высших технических должностях": мастерами, техниками, пробистоль-механиками. "Жалованье выпускников разнообразное. Начиная с 12-15 рублей, через некоторое время доходит до 40, 75, 120 рублей и более в месяц".

По местам работы бывших учащихся можно было изучать географию страны. Они трудились в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Коломне, Владивостоке, Ташкенте, Иркутске, Самаре, Воронеже и других городах Российского государства.

Ремесленное училище проработало до 1918 года. К этому времени оно подготовило 422 мастера слесарно-токарного и столярного дела. Некоторые из них занимали руководящие должности в 20-30-е годы прошлого столетия. Перечислить всех успешных выпускников невозможно, но отдельные имена назвать стоит. Это Иван Емельянович Ларин - работал председателем Камчатского облисполкома, Дмитрий Иванович Ильин - директор фабрики в Орехово-Зуеве, Егор Ильич Чудаков - директором Коломенского паровозостроительного завода, Егор Григорьевич Грошев - комиссаром Московско-Казанской железной дороги, Пётр Иванович Курков - начальником Военно-Морских сил Советского Союза, Иван Сергеевич Макарьев - редактором ряда литературных журналов.

НОВОСТИ