Профтехшкола и электросельхозуч (1920-1931 гг)

В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики во главе с Владимиром Лениным, которые резко скорректировали программу развития страны. В частности, гораздо меньше внимания стало уделяться профессиональному образованию. В начале 1918 года в Москве состоялся съезд по вопросам поросвещения, на котором было принято два документа: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе". Отныне в качестве основополагающих в системе образования провозглашались принцип соединения производительного труда с обучением и принцип политехнизации школы. Прямо указывалось также на необходимость одновременного изучения промышленного и земледельческого труда "в его современных формах".                                                 

Все учебные заведения страны, влючая ремесленные и технические училища, новая власть передала в ведение Народного комиссариата просвещения. Руководящим работникам Наркомпроса казалось возможным немедленно осуществить декларированную программу развития профессионально-технического образования на базе общеобразовательных школ. Все существующие тогда ремесленные и технические училища ускоренно преобразовывались в общеобразовательные школы, а где таковые уже существовали, как, например, в Сапожке, и вовсе закрывались. Закрытие учреждений профтехобразования было большой ошибкой, которую вскоре пришлось исправлять.

В середине 1919 года в районе открылась мастерская, которую по определённым дням посещали ученики общеобразовательных школ, постигая основы столярного и слесарного дела. На производственной базе Сапожковского ремесленного училища осталось лишь обучение сапожному делу. Бессмысленность и даже вредность проведённых реформ стала очевидной, когда школа не смогла дать полновесной специальности. И уже в 1920 году вновь начали открываться закрытые ранее учебные заведения.

В мае 1920 года на базе бывшего ремесленного училища, которое, к счастью, удалось сохранить, была открыта профессионально-техническая школа для подготовки мастеров слесарно-токарного дела. Фактически вернулись к тому, что было здесь и ранее, только срок обучения был увеличен до 5 лет. Учебные занятия в Сапожковской профтехшколе начались 1 сентября 1920 года. В подготовительный класс набралось 27 учащихся. А ещё 15, более старших по возрасту и с лучшей подготовкой, были сразу определены в 1-й класс. В первый год учащиеся проходили подготовительный курс исключительно по общеобразовательным предметам и практическое обучение, в последующие к ним добавлялись специальные. Занятия в профтехшколе продолжались 8 часов: первые 4 из них учащиеся занимались до обеда в кабинетах, последующие - после обеда в мастерских, по специальности. Обучение в профтехшколе было платным. Годовой взнос составлял 14 рублей 50 копеек. С учётом бешеных темпов инфляции, существовавших тогда в стране, эту сумму уже нельзя было назвать слишком обременительной.

Директором профтехшколы был назначен Михаил Сергеевич Гаврилов, выпускник ремесленного училища 1909 года. До 1919 года он работал слесарем-механиком на одном из заводов Петрограда, один год проучился на политехнических курсах, но из-за тяжёлого материального положения вынужден был вернуться на малую родину в Сапожок. Общее руководство деятельностью профтехшколы осуществлял Рязанский губернский отдел народного образования.

Серьёзной проблемой профтехшколы было крайне скудное финансирование. Сапожковский горсовет, на бюджете которого находилось учебное заведение, выделял одну треть от необходимой суммы. В отчёте Рязанскому ГубОНО за 1921-1922 учебный год, подписанный директором Гавриловым, говорилось: "Только благодаря небольшим заказам на сторону да взносам учеников за учение удавалось выходить из всякого рода затруднений". Из этого отчёта, хранящегося сейчас в Государственном архиве Рязанской области, мы также знаем, какие дисциплины изучались в профтехшколе.

Сапожок всегда славился своими учителями. Как и в ремесленном училище, в профтехшколе подобрался сильный педагогический коллектив. Большим авторитетом пользовались учителя Николай Феофанович Назаров, Евгения Александровна Калинина (впоследствии она одной из первых среди сапожковских педагогов была удостоена высокого звания "Заслуженный учитель РСФСР"), Никифор Антонович Елин, руководители работ Илья Семёнович Карасёв и Иван Иванович Громов, мастера Егор Сергеевич Орехов, Василий Алексеевич Устинов и другие.

Учащиеся тех лет отличались повышенной тягой к знаниям. Примером тому может служить хранящееся в Государственном архиве Рязанской области ходатайство учеников 3 класса, в котором они настойчиво просили администрацию профтехшколы выделить им дополнительный урок по математике. В постановлении педсовета от от 14 января 1929 года зафиксировано, что эта просьба была удовлетворена.

Первый выпуск профессионально-технической школы состоялся в 1924 году. Есть подтверждение, что все выпускники были трудоустроены, что свидетельствовало о получении хорошей общей подготовки и успешном освоении специальности.

Техникум гордится своими знатными выпускниками. Профтехшколу окончил Герой Советского Союза Алексей Иванович Перегудов, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Николая Гастелло, Иван Акимович Кожин, впоследствии генерал-лейтенант милиции, работавший инструктором отдела центральных руководящих органов, потом министром внутренних дел Башкирской АССР, начальником научно-исследовательского института МВД.

С 1931 года учебное заведение начинает готовить электромонтёров и получает название "Электросельхозуч". В это впемя в стране ускоренными темпами шла электрификация, и специалисты в этой отрасли стали весьма востребованными. "Электросельхозуч" просуществовал с мая 1931 года по сентябрь 1932-го. За эти без малого полтора года было подготовлено и выпущено 60 электромонтёров.

НОВОСТИ