Подготовка специалистов в послевоенный период (1945-1953 гг)

Осенью 1945 года с фронтов Великой Отечественной войны возвратились в школу на прежние должности директор Иван Емельянович Данилов, завуч Александр Васильевич Валуев, педагоги и мастера производственного обучения Николай Петрович Ефимов, Леонид Ильич Пасиков, Василий Андреевич Числов, Иван Иванович Перегудов, Никита Филиппович Маркин Григорий Петрович Кирсанов и другие. Все они за свои ратные подвиги были удостоены высоких правительственных наград.

В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив. В настоящих мастеров своего дела выросли его учителя. Несмотря на все трудности, в послевоенное время педагогический коллектив стремился не отставать от требований жизни, искал новые эффективные формы обучения, стремился познакомить курсантов с последними достижениями техники опытом передовиков.

Своими знаниями с курсантами делились выпускники школы, депутаты Верховного Совета РСФСР Иван Иванович Бортаковский и Павел Никифорович Пирожков, новатор сельскохозяйственного производства, бригадир Новодеревенской МТС Василий Павлович Тараскин и другие. На государственных экзаменах обычно присутствовали представители областного управления сельского хозяйства, которые всегда отмечали высокую подготовку курсантов, их глубокие и прочные знания, умения и навыки.

Вот что писала 12 января 1946 года об учебном заведении областная газета «Сталинское знамя»: «Сапожковская школа механизации… является одной из лучших школ Министерства сельского хозяйства СССР. За высокие показатели в подготовке механизаторских кадров для колхозов и МТС Рязанской области школа зачислена кандидатом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку…

По просьбе курсантов 8 января в школу механизации прибыл ее бывший выпускник, знатный механизатор страны, бригадир Чемодановской МТС Федор Иванович Союстов… Он прочитал лекцию о своем опыте руководства тракторной бригадой и о высокопроизводительном использовании колесных и гусеничных тракторов. Много ценного он рассказал о кадрах, об их подборе, о взаимоотношении тракторных бригад с полеводческими, об экономии горючего».

Весной 1946 года в стране прошли выборы в Верховные советы СССР и союзных республик третьего созыва. Депутатом Верховного Совета СССР была избрана Дарья Матвеевна Гармаш, а депутатом Верховного Совета РСФСР второй раз подряд стал Иван Иванович Бортаковский.

В 1946 году школа широко отмечала свой 50-летний юбилей. Материалы об учебном заведении, его педагогических кадрах, знатных выпускниках с начала года публиковались в областной и районной печати. 1 июля в школе прошло торжественное собрание, посвященное этой дате. Со словами благодарности выступили бывшие выпускники: директор Ухоловской МТС А.И. Горюнов, директор Можарской МТС, лауреат Государственной премии И.И. Бортаковский, бригадир тракторной бригады Новодеревенской МТС В.П. Тараскин и другие. На юбилей школы в адрес педагогического коллектива поступили многочисленные приветственные телеграммы. В частности, в телеграмме Министерства сельского хозяйства школа была названа «кузницей кадров». Развивалась и материальная база учебного заведения. Курсантам предоставляли неплохие бытовые условия. Функционировали парикмахерская, медпункт, баня, прачечная. В 1946 году было начато строительство трехэтажного общежития на 400 человек, а в декабре 1948 оно уже было сдано в эксплуатацию.

Еще во время войны, в 1943 году, в школе было создано подсобное хозяйство, занимавшее первоначально площадь в 42 гектара. В 1947 году оно становится учебно-опытным, и его площадь расширяется до 250 гектаров. К этому времени на его территории уже были построены несколько жилых домов, два скотных двора, телятник, свинарник, курятник, гидроэлектростанция. На площади 5 гектаров был посажен плодово-ягодный сад. В хозяйстве имелось 3 лошади, 24 дойных коровы, 80 овец, 60 свиней, 100 телят, а также гуси, утки, индейки, куры. Была своя пасека и рыбное хозяйство. С самого начала своего функционирования хозяйство было рентабельным.

В свободное от учебы время курсанты занимались в кружках художественной самодеятельности, драматических кружках, спортивных секциях. Спектакли драмкружка «Женитьба» Гоголя, «Любовь Яровая» Тренева и другие стали заметными событиями в культурной жизни района в те послевоенные годы. Даже в другие районы выезжал коллектив драмкружка с постановками. В большом почете у курсантов был спорт. Своими силами они оборудовали футбольное поле, волейбольную площадку, зимой заливали каток.

В послевоенные годы в стране повсеместно, в том числе и в Рязанской области, стали открываться новые школы механизации сельского хозяйства. Сапожковская школа перестала быть монополистом, но по-прежнему оставалась крупнейшей в Советском Союзе. В 1950 году она имела 17 хорошо оборудованных кабинетов, 8 лабораторий для практических занятий по тракторам, автомобилям, сельхозмашинами комбайнам. В нашу школу часто приезжали делегации из разных городов страны, которые внимательно знакомились с постановкой учебно-воспитательной работы и материально-технической базой. Большое впечатление на гостей производили оснащенность и оборудование кабинетов и лабораторий, созданных руками преподавателей, мастеров и курсантов.

В начале 50-х годов прошлого столетия школе дается задание увеличить подготовку специалистов. В 1951-1952 учебном году их было подготовлено 2098 при плане 1600. Точно так обстояло и в последующие годы

В 1953 году учебное заведение реорганизуется и получает новое наименование. С этого момента оно называется училищем механизации сельского хозяйства №8 (УМСХ №8). За свои успехи оно неоднократно награждалось Министерством сельского хозяйства СССР и центральным комитетом профильного профсоюза. Его достижения экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Вот что писал в газете «Сталинское знамя» методист зала «Кадры» павильона механизации и электрофикации ВСХВ И. Савкин: «Одним из красивейших в ВСХВ является павильон «Механизация и электрофикация сельского хозяйства», где в одном из залов рассказывается о достижениях Сапожковского училища механизации. Многие посетители интересуются постановкой учебного процесса и воспитательной работы в этом училище. Его ценный опыт подготовки механизаторских кадров в практику своей работы решили перенести преподавателей училища из Ростовской области. А вот у стенда делегация Китайской Народной Республики. Я подробно им рассказываю о структуре училища, как реорганизован процесс обучения, о бытовых условиях курсантов, о работе окончивших училище. Каждый член делегации с большим вниманием выслушивает переводчика и делает записи в тетради.

На основе многолетнего опыта в училище выработан определенный порядок обучения курсантов… В целях лучшей подготовки проводится изучение опыта работы передовых механизаторов и передача его курсантам. Коллективом преподавателей изучаются все достижения лучших трактористов, бригадиров, механиков области.

Вместе с училищем участниками широкого показа являются его лучшие преподаватели. Это Иван Емельянович Данилов – директор, который с 1936 года работает в училище. За это время училище выпустило более 16 тысяч механизаторов… Евгений Федорович Мотков – преподаватель основ агрономии, один из лучших педагогов. Все его уроки, беседы, лекции, доклады основаны на новейших достижениях науки и новаторов сельского хозяйства. На опытном участке Мотков показывает курсантам передовые приемы по выращиванию высоких урожаев, ведет большую селекционную работу по выведению новых сортов».

НОВОСТИ